Дисграфия: причины, диагностика, лечение

 

Дисграфия – это нарушение процесса написания, которое вызвано кризисом психических функций человека, а именно тех, с помощью которые реализуются письменная речь. Основной симптом – регулярные ошибки письменное речи. Для устранения патологии необходима коррекция по специальными психолого-педагогическим методикам. 

 

Причины заболевания

 

Глубинная причина нарушений письменной речи – общая речевая задержка и замедленное развитие произношения звуков. Существует две группы причинных факторов: 

  • Органические. Письменная речь может быть нарушена вследствие повреждений ребенка в околородовом, натальном и постродовом периодах. Также к этой группе факторов относят повреждения во время родов и различные виды соматических заболеваний. 
  • Социально-психологические. Задержка развития письменной речи может быть обусловлена билингвизмом в семье. Общий психологический микроклимат в окружении ребенка и способы коммуникации с ним также влияют на развитие письменной речи. 

 

Как выявить дисграфию?

 

Яркий симптом дисграфии – регулярные и яркие ошибки в письменной речи. Стоит отметить, что письменные ошибки не обусловлены правилами языка и его нормами.

Несколько примеров проявления: 

  • замена и/или смешивание букв: «ш-щ», «в-д», «м-л»; 
  • замена или пропуски слогов, дробление сруктуры слов и выражений;
  • отсутствие согласованной речи; 
  • трудно разборчивый почерк;
  • гиперреактивность и быстрая утомляемость ребенка. 

 

Диагностика дисграфии

 

Диагностировать дисграфию на ранних периодах поможет консультация у врачей-специалистов, таких как: невролог, офтальмолог, отоларинголог, логопед. Для выявления причин патологии проводится комплексное обследование, в ходе которого осуществляются: 

  • психологический анализ речи ребенка на письме;
  • поведенческий анализ ребенка;
  • анализ показателей зрения и слуха;
  • изучение строения артикуляционного аппарата и аппарата ручной/речевой моторики;
  • контроль за произношение звуков, анализ и синтез лексикона ребенка. 

Результатом комплексного исследования становится логопедическое заключение на основании протокола обследования. 

 

Коррекция патологии

 

План коррекции формируется индивидуально и опирается на психологическое и логопедическое заключения. В процессе реабилитационных процедур восполняются пробелы в произношении букв, звуков, восстанавливаются некоторые фонетические недочеты. Процесс коррекции предполагает также расширение словарного запаса и развитие связной грамотной письменной речи. Коррекция осуществляется в формате специальных письменных упражнений. Дополнительно могут назначаться физиотерапевтические процедуры и реабилитация массажем, гидротерапией и ЛФК. 

 

Предупреждение задержки письменной речи

 

В качестве профилактики дисграфии необходимо постоянное наблюдение у логопеда. Этим обусловлены регулярные осмотры детей по месту их обучения. Комплексная работа специалистов различных профилей и родителей поможет преодолеть развивающуюся патологию. 

Предупредить развитие дисграфии возможно еще до начала обучения, если сконцентрировать внимание на развитии навыков удержания пишущего предмета и сенсорных функций. Помните, что устное произношение и письменная речь должны развиваться одновременно. Поэтому важно отслеживать состояние лексикона ребенка. 

 

Более подробная консультация возможна по телефону +7 (977) 829-83-55. Сертифицированные специалисты клиники биоакустической коррекции проводят коррекцию задержек устной и письменной речи у детей и взрослых.