Задержка психического развития (ЗПР) – патология, которая проявляется у детей в нарушении нормальной скорости развития психических процессов. Симптомы обычно проявляются лет в пять, на шестой год жизни. При ЗПР базовые познавательные функции ребенка, среди которых мышление, концентрация внимания, способность запомнить, намного слабее развиты, нежели у сверстников. Тем не менее родителям не стоит впадать в отчаяние: если вовремя обратиться к специалисту, знающему свою работу, то можно избежать любых неприятных последствий.
Эта патология относится к наиболее частым из тех, что встречаются у детей в плане умственного развития. Примерно половина всех детей, отстающих от других учеников, страдают от такого нарушения, как ЗПР. Стоит отметить, что большинство из этих детей учится не в специализированных учебных заведениях, а в стандартных общеобразовательных. Диагноз ставится только дошкольникам и в начальных классах. Если же при поступлении в среднее звено у ребенка наблюдаются подобные патологии, то речь идет уже о более серьезном диагнозе.
Часто родители, детям которых ставят ЗПР, слышат от врача еще и такой диагноз, как ЗРР. Последнее расшифровывается как задержка речевого развития. Как правило, эти диагнозы идут рука об руку, поскольку у маленького пациента с отставанием формирования психики обычно наблюдаются трудности в устной и письменной речи. Специалист нередко принимает решение объединить диагнозы и записывает в карточке ЗПРР — задержка психоречевого развития.
Однозначно нельзя называть задержку развития умственной отсталостью. Ребенок может быть просто педагогически запущен, тогда как дети с умственной отсталостью изначально обладают слабым интеллектом, связанным с нарушением формирования мозга еще в утробе матери, различными синдромами и травмами. Иными словами, ребенок с ЗПР имеет все шансы догнать сверстников, тогда как при умственной отсталости это невозможно.
При этой патологии нарушения в интеллектуальной сфере проявляются в достаточно легкой форме, но затрагивают ряд аспектов, которые будут указаны ниже.
Внимание – сложности с концентрацией и усидчивостью, ребенок не может сконцентрировать внимание, выслушать до конца задание или вникнуть в вопрос, перебивает и постоянно отвлекается. Ему сложно усидеть на одном месте, он очень несобранный и нетерпеливый, зачастую восприятие информации фрагментарное.
Память – зрительная работает лучше, чем аудиальная (на слух). Малышам сложно запомнить упражнение или пересказать прочитанный материал. Характерно частичное запоминание, порой разрозненными, не связанными друг с другом кусками.
Восприятие – требуется больше времени для обработки информации и дальнейшей работы с ней. При обучении стоит отдать предпочтение наглядным примерам для лучшего усвоения материала.
Эмоциональная сфера – дети с задержкой психического развития эмоционально нестабильны, легко внушаемы и возбудимы. Они редко проявляют инициативу, а также имеют проблемы с тем, чтобы организовать свою деятельность.
ВИДЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Конституционная – ребенок ведет себя младше своего возраста. Он сильно привязан к маме, ему сложно привыкнуть к новой обстановке/людям. Ребенок не самостоятелен и очень невнимателен.
Соматогенная – чаще всего возникает из-за перенесенных в раннем детстве заболеваний, приводящих к недоразвитому состоянию центральной нервной системы. У детей, которые провели детство в условиях больницы, низкая познавательная активность, работоспособность, они пугливы, не уверены в себе, заторможены или наоборот гиперактивны.
Психогенная – причинами обычно становятся неблагополучные семьи, где малышу не хватает родительского внимания или его наоборот гиперопекают, часто и необоснованно наказывают. Такой ребенок вырастает безынициативным и не волевым.
Церебрально-органическая – эта классификация самая распространенная. Она корректируется тяжелее всего. ЗПР этого типа связана с поражениями ЦНС. Проявляется либо в виде гиперактивности, чрезмерной шумности, крикливости, либо в несамостоятельности и нерешительности. Такие детки не эмоциональны и равнодушны к тому, как окружающие их оценивают.
Подозрения на ЗПР возможно подтвердить только комплексной диагностикой нескольких специалистов, среди которых дефектолог, педиатр, логопед, психиатр и другие.
Лечение задержки психического развития
Методы коррекции зависят от разновидности ЗПР и личных особенностей пациента, специалистами разрабатывается индивидуальная программа занятий для ребенка, которой он с родителями будет следовать. Она состоит из комплекса различных блоков, которые помогут поднять уровень развития. Наряду с интеллектуальными занятиями предлагается психологическая коррекция, физиотерапия, полезно контактировать с животными, например, с лошадьми, плавать в бассейне, заниматься арт терапией.
Детей с ЗПР часто определяют в самую обыкновенную школу. К пятому классу проявления задержки обычно исчезают, правда, сейчас симптомы часто сохраняются и до девятого класса. Важно не запускать процесс и заниматься с ребенком дополнительно, потому что учитель, как правило, не имеет возможности уделять время отстающему ученику, а самостоятельно он школьную программу не догонит.
Если же родители поздно спохватились, и у ребенка в плане знаний настолько серьезные пробелы, что при всем желании он не сможет догнать класс, лучше оставить его на второй год. В случае с детьми с ЗПР очень важно не упустить время. Некоторым детям показана особая программа обучения, и родители обязаны подойти к ней со всей ответственностью. В конце четвертого класса школьник должен снова пройти обследование, чтобы отследить динамику и, возможно, к огромному счастью родителей, диагноз будет снят.
Перейдите на интересующую вас клинику, чтобы узнать точную стоимость
Имеются противопоказания. Требуется консультация специалиста
Клиника основана разработчиками метода биоакустической коррекции
Гарантия честных цен, система скидок для семьи
Профессионализм врачей
и индивидуальный подход
к каждому пациенту
Доброжелательный персонал, комфортная обстановка
Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь
с условиями политики конфиденциальности
Врачи диагностировали задержку год назад, примерно три месяца назад мы начали ходить к нейропсихологу и на ЛФК. Результат проявился уже после первого посещения центра, сейчас устойчивая положительная динамика. Из самого заметного – ребенок стал больше и охотнее говорить, постоянно заучивает и использует новые слова.
Очень комфортная клиника, вежливый персонал. Легко нашли подход к ребенку, дочка хоть и пугливая, но идет на контакт с доктором и с удовольствием выполняет упражнения.
Доступные парковки
Доступные парковки
Доступные парковки
Доступные парковки
Доступные парковки
Доступные парковки