Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ): характерные признаки и симптомы

 

СДВГ является довольно спорным расстройством. Точно диагностируется у ребенка в младшем дошкольном возрасте, но зависит от многих факторов. Поэтому выявить заболевание может только компетентный врач. Характеризуются симптомы целенаправленным нарушением общепринятых правил поведения, излишней гиперактивностью, невозможностью сосредоточить внимание на выполнении задачи, излишней эмоциональностью, чрезмерной двигательной активностью. Определение синдрома осуществляется рядом специалистов (психолог, невролог, психиатр).

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

СДВГ можно диагностировать в первые месяцы жизни малыша. Характерные признаки синдрома – хаотические движения руками и ногами, беспокойный сон, восприимчивость к минимальным раздражителям. С возрастом такие детские патологии исчезают, но не всегда.

Причины СДВГ

  1. Генетическая наследственность ребенка.
  2. Негативные факторы, влияющие на развитие плода (табакокурение, употребление алкоголя, родителям приходится жить в регионе с плохой экологией).
  3. Инфекционные заболевания.
  4. Преждевременные роды.
  5. Травмы головного мозга.

Также СДВГ симптомы могут стать следствием психологических факторов – резкой смены привычного окружения, неадекватного поведения взрослых, других моральных травм.

Типы и симптомы СДВГ

СДВГ симптомы могут возникнуть в разное время и по различным причинам. Поэтому для лечения заболевания практикуется индивидуальный подход. На данный момент выделяется несколько основных типов расстройств.

  1. Нарушения работы коры мозга в лобных долях. Симптомы – дезориентация, неустойчивое внимание.
  2. Нарушения работы в лобных долях и мозжечке. Проявляются в зацикленности на собственных эмоциях, отсутствии мотивации, общей ослабленности организма.
  3. Проявления классического синдрома, присущего при дефиците внимания. Характеризуется навязыванием собственной схемы поведения как близким, так и посторонним людям, зацикленности на негативных ситуациях.
  4. Нарушение работы височных долей. Симптомы – головные боли, повышенная агрессия, обидчивость, панические атаки.
  5. Лимбический синдром. Характеризуется отсутствием желания общаться с окружающими, расстройством режима сна, снижением аппетита.

Гиперактивные дети не всегда имеют отклонения в развитии. Часто диагноз определяется после 6 лет, когда гиперактивность проявляется в школе. Или же имеется заметное снижение активности и появление таких проблем как депрессивные состояния при вхождении в новый коллектив.

Диагностика

Если у юных пациентов основными симптомами является гиперактивность или снижение социальной коммуникабельности, в первую очередь стоит обратиться к психологу. Диагноз не ставится на основе единоразового обследования. Иногда, для выхода из этого состояния, необходимо время, терпение и длительная психологическая терапия.

Но в первую очередь, важна точная диагностика. Ее необходимо проводить сразу, как появятся хоть минимальные признаки. Обследование проводится комплексное и включает сдачу анализов, аппаратные исследования, наблюдение у специалистов, психологическое тестирование. Наблюдение осуществляется в период от полугода.  

Лечение СДВГ у ребенка

При повышенной активности и других СДВГ расстройствах рекомендуется индивидуальное обучение. Проводится подготовка взрослых, контактирующих с ребенком на постоянной или временной основе. Назначается реабилитационная терапия, работа с психотерапевтом, медикаментозное лечение.  

 

Рекомендации для родителей детей с СДВГ

Необходимо настроить себя на позитивный лад и придерживаться ряда рекомендаций.

  1. В случае школьного обучения нужно поддерживать контакт с учителями.
  2. При медикаментозной терапии следует придерживаться одной схемы лечения.
  3. Ребенка нужно хвалить за хорошие поступки и по другому положительному поводу.
  4. Недопустимы обобщения, грубость, вседозволенность.

Детям с таким диагнозом требуется не только максимальное внимание, но и четкий распорядок дня. Желательно приобщать их к домашней работе, но обязательно нужно соизмерять возможности ребенка и поставленные задачи.