Патология ЗПР и отличия от ЗРР и ЗПРР

 

Задержка психического развития (ЗПР) – патология, которая проявляется у детей в нарушении нормального темпа развития психических процессов. Симптомы обычно проявляются лет в пять, на шестой год жизни. При ЗПР базовые познавательные функции ребенка, среди которых мышление, концентрация внимания, способность запомнить, намного слабее развиты, нежели у сверстников. Тем не менее родителям не стоит впадать в отчаяние: если вовремя обратиться к специалисту, знающему свою работу, то можно избежать любых неприятных последствий.

 

Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?

 

Эта патология относится к наиболее частым из тех, что встречаются у детей в плане умственного развития. Примерно половина всех детей, отстающих от других учеников, страдают от такого нарушения, как ЗПР. Стоит отметить, что большинство из этих детей учится не в специализированных учебных заведениях, а в стандартных общеобразовательных. Диагноз “Задержка Психического Развития” ставится только дошколятам и в начальных классах. Если же при поступлении в среднее звено у ребенка наблюдаются подобные патологии, то речь идет уже не о ЗПР, а о более серьезном диагнозе. 

 

Часто родители, детям которых ставят ЗПР, слышат от врача еще и такой диагноз, как ЗРР. Последнее расшифровывается как задержка речевого развития. Как правило, эти диагнозы идут рука об руку, поскольку у маленького пациента с отставанием формирования психики обычно наблюдаются трудности в устной и письменной речи. Специалист нередко принимает решение объединить диагнозы и записывает в карточке ЗПРР — задержка психоречевого развития.  

ЗПР = умственная отсталость?

Однозначно, нельзя называть обладателя диагноза ЗПР умственно отсталым. Ребенок может быть просто педагогически запущен, тогда как дети с умственной отсталостью изначально обладают слабым интеллектом, связанным с нарушением формирования мозга еще в утробе матери, различными синдромами и травмами. Иными словами, ребенок с ЗПР имеет все шансы догнать сверстников, тогда как при умственной отсталости это невозможно.

Проявления ЗПР у ребенка

При этой патологии нарушения в интеллектуальной сфере проявляются в достаточно легкой форме, но затрагивают ряд аспектов, которые будут указаны ниже. 

 

Внимание – проблемы с концентрацией и усидчивостью, ребенок не может сконцентрировать внимание, выслушать до конца задание или вникнуть в вопрос, перебивает и постоянно отвлекается. Ему сложно усидеть на одном месте, он очень несобранный и нетерпеливый, зачастую восприятие информации фрагментарное.

 

Память – зрительная память работает лучше, чем аудиальная (на слух). Малышам с ЗПР сложно запомнить упражнение или пересказать прочитанный материал. Характерно частичное запоминание, порой разрозненными, не связанными друг с другом кусками.

 

Восприятие – при ЗПР требуется больше времени для обработки информации и дальнейшей работы с ней. При обучении ребенка с ЗПР стоит отдать предпочтение наглядным примерам, для лучшего усвоения материала,

 

Эмоциональная сфера – дети с Задержкой психического развития эмоционально нестабильны, легко внушаемы и возбудимы. Они редко проявляют инициативу, а также имеют проблемы с организацией своей деятельности.

Виды задержки психического развития

 

Конституционная – ребенок ведет себя младше своего возраста. Он сильно привязан к маме, ему сложно привыкнуть к новой обстановке/коллективу.Ребенок не самостоятелен и очень невнимателен.

.

Соматогенная – чаще всего возникает из-за перенесенных в раннем детстве заболеваний, приводящих к недоразвитому состоянию центральной нервной системы. У таких  детей, которые провели детство в условиях больницы, низкий уровень познавательной активности работоспособности, они пугливы, не уверены в себе, заторможены или наоборот гиперактивны. 

 

Психогенная – причинами обычно становятся неблагополучные семьи, где малышу не хватает родительского внимания или его наоборот гиперопекают, часто и необоснованно наказывают. Такой ребенок вырастает безынициативным и не волевым.

 

Церебрально-органическая – эта классификация самая распространенная. Она корректируется тяжелее всего. ЗПР этого типа связана с поражениями ЦНС. Проявляется либо в виде гиперактивности, чрезмерной шумности, крикливости, либо в несамостоятельности и нерешительности. Такие детки не эмоциональны и равнодушны к тому, как окружающие их оценивают.

Диагностика ЗПР

 

Подозрения на ЗПР возможно подтвердить только комплексной диагностикой нескольких специалистов, среди которых дефектолог, педиатр, логопед, психиатр и другие. 

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

 

Коррекция зависит от разновидности ЗПР и личных особенностей пациента,  специалистами разрабатывается индивидуальная программа занятий для развития ребенка, который он с родителями будет следовать. Она состоит из комплекса различных блоков, которые помогут поднять уровень развития. Наряду с интеллектуальными занятиями ребенку предлагается физиотерапия, полезно контактировать с животными, например, с лошадьми, плавать в бассейне, заниматься арт терапией.  

Как проходит обучение детей с ЗПР?

 

Детей с ЗПР часто определяют в самую обыкновенную школу. К пятому классу проявления задержки обычно исчезают, правда, сейчас симптомы часто сохраняются и до 9 класса. Важно не запускать процесс и заниматься с ребенком дополнительно, потому что учитель, как правило, не имеет возможности уделять время отстающему ученику, а самостоятельно он школьную программу не догонит.   

 

Если же родители поздно спохватились, и у ребенка в плане знаний настолько серьезные пробелы, что при всем желании он не сможет догнать класс, лучше оставить его на второй год. В случае с детьми с ЗПР очень важно не упустить время. Некоторым детям показана особая программа обучения, и родители обязаны подойти к ней со всей ответственностью. В конце четвертого класса школьник должен снова пройти обследование на ЗПР, чтобы отследить динамику и, возможно, к огромному счастью родителей, диагноз будет снят.