Назад
/
27 февраля 2024

Диагноз – ЗРР: что это и как лечить?

Что делать, если у ребенка ЗРР? Этот вопрос становится все актуальнее – ведь статистика говорит о том, что распространенность проблем с формированием речи у детей растет с каждым годом.

#Дети
#Дошкольники
#Младенцы
#Родителям
Диагноз – ЗРР: что это и как лечить?

Содержание статьи

    Что делать, если у ребенка ЗРР? Этот вопрос становится все актуальнее – ведь статистика говорит о том, что распространенность проблем с формированием речи у детей растет с каждым годом.

    Речь играет огромную роль в развитии ребенка: она, как основное средство общения, позволяет наладить коммуникацию с родителями, а позже – и с другими людьми. Речь позволяет малышу социализироваться, она необходима в процессе познания – помогает изучать окружающий мир и накапливать эти знания. Но что делать, если процесс ее освоения затруднен?

    Нормы речевого развития

    На каждом этапе роста и взросления ребенок должен обладать определенным набором речевых навыков – они являются нормальными и ожидаемыми для малыша на данном этапе развития. Проблемы с освоением положенного по возрасту набора навыков – тревожный звоночек для родителей.

    С первых месяцев жизни ребенок должен проявлять интерес к речи взрослых. Младенец прислушивается к голосам родителей, успокаивается или оживляется, когда слышит их, тянется к источнику звука.

    Этапы речевого развития

    • От 3 до 6 месяцев. Малыш гулит, то есть производит протяжные певучие звуки или слоги с преобладанием гласных. Постепенно гуление становится более разнообразным: появляются новые звуки, меняется их продолжительность, намечаются интонации. Отмечается смех, чаще всего он выступает в качестве реакции на действия взрослых.
    • От 6 до 9 месяца. Появляется лепет. Лепет – это различные звуки и отдельные слоги, с помощью которых младенец учится использовать речевой аппарат и налаживать коммуникацию с окружающими. Ближе к концу этого периода дети начинают использовать короткие слова, чаще всего состоящие из двух слогов – например, “мама”. Ребенок начинает различать интонации в обращенной речи.
    • От 9 до 12 месяцев. Лепет начинает напоминать слова, позже появляются и активно используются односложные слова. Малыш уже умеет передавать свои эмоции с помощью голоса, а также выполнять простые просьбы.
    • После года. Годовалый малыш уже произносит первые слова. Но более важным показателем правильного развития речи является не произношение, а понимание слов, обращенных к ребенку. Число понимаемых слов должно превышать число произносимых.
    • 1-2 года. Речь приобретает полноценную коммуникативную функцию – ребенок учится полноценно общаться. Растет словарный запас.
    • 2-3 года. Ребенок строит фразы, общается простыми предложениями. Продолжает пополняться словарный запас, речь становится все более ясной, но некоторые сложности в произношении могут сохраняться.
    • 3-4 года. Словарный запас продолжает обогащаться, ребенок общается с помощью более сложных предложений и умеет корректно использовать разные грамматические формы слов – например, падежи и времена. Как правило, в этот период ребенок задает много вопросов и стремиться осваивать новые слова.
    • К 6 годам. Дошкольный период характеризуется уже достаточно зрелыми речевыми функциями: ребенок способен не только складывать слова в предложения, но и составлять короткий рассказ. Он свободно и логично выражает свои мысли, а также пересказывает сказки, мультфильмы и другие произведения, может понять смысл сюжета и последовательно его пересказать. Охотно рассказывает о важных для него событиях, тянется к коммуникации, умеет поддерживать разговор.

    Нормы речевого развития помогают родителям, учителям и специалистам определять, соответствует ли развитие речи конкретного ребенка его возрасту. При выявлении несоответствий важно обратиться к специалисту и незамедлительно начать коррекционную работу. Своевременная реакция позволит минимизировать риск негативных последствий, сократить, а при благоприятном прогнозе и устранить отставание.

    Что делать, если у ребенка ЗРР?

    Причины задержки речевого развития

    Лечение напрямую зависит от первопричины возникновения нарушения. Причины возникновения нарушений процесса формирования речи достаточно разнообразны, и они делятся на группы по разным признакам. Например, факторы можно разделить на две крупные группы: возникшие еще до рождения или оказавшие негативное воздействие уже после родов.

    Перинатальный период

    В перинатальном периоде здоровье ребенка тесно связано со здоровьем его матери. Поэтому стресс, вредные факторы окружающей среды и инфекционные заболевания, воздействию которых подверглась мать, способны нарушить формирование и развитие плода. Кроме того, не следует забывать и о генетических факторах.

    Гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, органов слуха или речи способны впоследствии привести и к речевым нарушениям.

    Сложности могут возникнуть и во время родов – травмы мозга нередко возникаю из-за гипоксии плода, то есть продолжительного нарушения поступления кислорода.

    Осложненная беременность и трудные роды могут привести к возникновению самых разнообразных заболеваний. Именно поэтому дети, чье здоровье подвергалось риску в перинатальный и натальный период, требуют более тщательной диагностики на каждом этапе развития.

    У детей разных возрастов

    В первую очередь следует остановиться на травмах и заболеваниях. ЗРР могут спровоцировать:

    • черепно-мозговые травмы;
    • челюстные травмы и повреждения органов артикуляции;
    • повреждения органов слуха различного генеза;
    • большое количество перенесенных ОРВИ.

    Важно понимать, что нарушения слуха напрямую связаны с нарушениями речи, а впоследствии со сложностями при освоении чтения и письма.

    Свою лепту в нарушение речевых функций может внести, например, гипотрофия и подобные ей состояния. Дефицит массы тела, истощение – эти факторы оказывают влияние на все аспекты развития ребенка.

    Кроме того, малышу будет сложно научиться говорить, если окружающие его взрослые не оказывают достаточного внимания развитию этого навыка. Дети плохо говорят в тех семьях, где:

    • мало разговаривают между собой и с ребенком;
    • не уделяют достаточно внимания ребенку, не обращаются к нему – а делать это необходимо с младенческого возраста;
    • ребенок часто остается один.

    Ребенок может перестать говорить или получить регресс этого навыка вследствие психологической травмы – например, при сильном испуге или после продолжительного стресса. Неблагоприятный климат в семье также способствует появлению проблем с освоением этого навыка.

    Постановка диагноза

    Диагностика, постановка диагноза и назначение лечения – это задачи врача. Важно вовремя заметить проблему и найти квалифицированного специалиста или клинику, которая имеет специализацию в том числе и в области лечения нарушений речевых функций. Это – залог положительных прогнозов лечения.

    Как правило, первыми нарушения замечают родители. Сообщить о своих опасениях можно врачу-педиатру. Педиатр проведет предварительную оценку и направит родителей и ребенка к узкоспециализированным докторам.

    Диагноз “задержка речевого развития” ставит логопед. Но перед постановкой этого диагноза необходимо пройти ряд обследований и у других специалистов. Важно посетить:

    • психолога;
    • невролога;
    • отоларинголога.

    Качественная диагностика поможет наиболее точно установить причину задержки и назначить наиболее подходящее лечение.

    Диагнозы

    Как уже было сказано, ЗРР – это общий диагноз. Логопед же устанавливает более конкретную проблему:

    • дислалия – если есть сложности в произношении отдельных звуков у ребенка старше 5-6 лет;
    • дизартрия – нарушение, искажение речи, вызванное патологиями нервной системы, в частности, нарушением иннервации речевого аппарата;
    • ринолалия – нарушения звукопроизношения, связанные с анатомическими дефектами лицевой части черепа и других составляющих речевого аппарата;
    • фонетико-фонематическое недоразвитие речи, вызванное перечисленными выше состояниями;
    • общее недоразвитие речи – нарушения проявляются во всех компонентах речи, от фонетического до грамматического;
    • дисграфия и дислексия – нарушение письма или чтения соответственно.

    Одни диагнозы можно поставить уже в раннем детстве, другие же – только после 6-8 лет.

    Что делать? Как лечат ЗРР

    Способ лечения зависит от специфики конкретного диагноза, а также от индивидуальных особенностей маленького пациента. Как правило, используется комплексный подход.

    Логопедическая терапия

    Логопеды специализируются на работе с детьми, у которых есть проблемы с речью. Специалисты этого направления проводят индивидуальные и групповые занятия, чтобы помочь ребенку развивать навыки речи и коммуникации.

    Задачи логопеда включают в себя разработку индивидуальных программ речевой терапии, проведение упражнений и игр, направленных на улучшение речевых навыков, и помощь в развитии коммуникативных способностей.

    Медикаментозное лечение

    В редких случаях, если задержка речевого развития связана с медицинскими проблемами, врач может назначить лекарства. Как правило, медикаменты являются частью комплекса мер, направленных на улучшение работы мозга ребенка.

    Врач может назначить как специализированные препараты, так и витаминно-минеральные комплексы – дефицит определенных веществ способен затормозить нормальное развитие мозговых функций.

    Новейшие терапевтические методы

    К новым методам коррекции ЗРР можно отнести:

    • занятия с нейропсихологом – специалистом, который учитывает взаимосвязь между функциями мозга и психологическими процессами, включая развитие речи и языка;
    • физиотерапия с помощью современных приборов;
    • биоакустическая коррекция.

    Биоакустическая коррекция (БАК-терапия) – это метод лечения, который использует аудиофонические устройства для воздействия на человеческий организм с целью улучшения здоровья и функциональных процессов.

    Процедура БАК уже доказало свою эффективность, но проходить ее необходимо в сертифицированной клинике. В Москве и Санкт-Петербурге действует сеть Клиник биоакустической коррекции, основанная авторами метода.

    Важно начинать лечение как можно раньше, так как раннее вмешательство может улучшить прогнозы для ребенка с задержкой речевого развития.

    Родители играют ключевую роль в поддержке и мотивации своего ребенка на пути к развитию речи, поэтому важно помогать малышу преодолеть сложности, поддерживая его на всем протяжении терапии.

    Поделиться в соцсетях
    share ok share tg share vk

    Вам может быть интересно

    Расстройства аутического спектра. Как помочь ребенку?
    27 февраля 2024
    Расстройства аутического спектра. Как помочь ребенку?
    Диагноз “расстройство аутического спектра” нередко становится тяжелым психологическим ударом для родителей. В такой ситуации важно понять, что делать и как помочь нейроотличному...
    #Дети
    #Дошкольники
    #Младенцы
    #Особенные дети
    #Подростки
    #Родителям
    #Школьники
    Поставили диагноз: как лечить и что делать при ЗПР у ребенка?
    4 февраля 2024
    Поставили диагноз: как лечить и что делать при ЗПР у ребенка?
    Задержка психического развития, ЗПР – это психологическое и психическое состояние, которое характеризуется замедленным развитием интеллектуальных, эмоциональных и социальных нав...
    #Дети
    #Дошкольники
    #Младенцы
    #Родителям