Что делать, если у ребенка ЗРР? Этот вопрос становится все актуальнее – ведь статистика говорит о том, что распространенность проблем с формированием речи у детей растет с каждым годом.
Речь играет огромную роль в развитии ребенка: она, как основное средство общения, позволяет наладить коммуникацию с родителями, а позже – и с другими людьми. Речь позволяет малышу социализироваться, она необходима в процессе познания – помогает изучать окружающий мир и накапливать эти знания. Но что делать, если процесс ее освоения затруднен?
Нормы речевого развития
На каждом этапе роста и взросления ребенок должен обладать определенным набором речевых навыков – они являются нормальными и ожидаемыми для малыша на данном этапе развития. Проблемы с освоением положенного по возрасту набора навыков – тревожный звоночек для родителей.
С первых месяцев жизни ребенок должен проявлять интерес к речи взрослых. Младенец прислушивается к голосам родителей, успокаивается или оживляется, когда слышит их, тянется к источнику звука.
Этапы речевого развития
- От 3 до 6 месяцев. Малыш гулит, то есть производит протяжные певучие звуки или слоги с преобладанием гласных. Постепенно гуление становится более разнообразным: появляются новые звуки, меняется их продолжительность, намечаются интонации. Отмечается смех, чаще всего он выступает в качестве реакции на действия взрослых.
- От 6 до 9 месяца. Появляется лепет. Лепет – это различные звуки и отдельные слоги, с помощью которых младенец учится использовать речевой аппарат и налаживать коммуникацию с окружающими. Ближе к концу этого периода дети начинают использовать короткие слова, чаще всего состоящие из двух слогов – например, “мама”. Ребенок начинает различать интонации в обращенной речи.
- От 9 до 12 месяцев. Лепет начинает напоминать слова, позже появляются и активно используются односложные слова. Малыш уже умеет передавать свои эмоции с помощью голоса, а также выполнять простые просьбы.
- После года. Годовалый малыш уже произносит первые слова. Но более важным показателем правильного развития речи является не произношение, а понимание слов, обращенных к ребенку. Число понимаемых слов должно превышать число произносимых.
- 1-2 года. Речь приобретает полноценную коммуникативную функцию – ребенок учится полноценно общаться. Растет словарный запас.
- 2-3 года. Ребенок строит фразы, общается простыми предложениями. Продолжает пополняться словарный запас, речь становится все более ясной, но некоторые сложности в произношении могут сохраняться.
- 3-4 года. Словарный запас продолжает обогащаться, ребенок общается с помощью более сложных предложений и умеет корректно использовать разные грамматические формы слов – например, падежи и времена. Как правило, в этот период ребенок задает много вопросов и стремиться осваивать новые слова.
- К 6 годам. Дошкольный период характеризуется уже достаточно зрелыми речевыми функциями: ребенок способен не только складывать слова в предложения, но и составлять короткий рассказ. Он свободно и логично выражает свои мысли, а также пересказывает сказки, мультфильмы и другие произведения, может понять смысл сюжета и последовательно его пересказать. Охотно рассказывает о важных для него событиях, тянется к коммуникации, умеет поддерживать разговор.
Нормы речевого развития помогают родителям, учителям и специалистам определять, соответствует ли развитие речи конкретного ребенка его возрасту. При выявлении несоответствий важно обратиться к специалисту и незамедлительно начать коррекционную работу. Своевременная реакция позволит минимизировать риск негативных последствий, сократить, а при благоприятном прогнозе и устранить отставание.
Причины задержки речевого развития
Лечение напрямую зависит от первопричины возникновения нарушения. Причины возникновения нарушений процесса формирования речи достаточно разнообразны, и они делятся на группы по разным признакам. Например, факторы можно разделить на две крупные группы: возникшие еще до рождения или оказавшие негативное воздействие уже после родов.
Перинатальный период
В перинатальном периоде здоровье ребенка тесно связано со здоровьем его матери. Поэтому стресс, вредные факторы окружающей среды и инфекционные заболевания, воздействию которых подверглась мать, способны нарушить формирование и развитие плода. Кроме того, не следует забывать и о генетических факторах.
Гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, органов слуха или речи способны впоследствии привести и к речевым нарушениям.
Сложности могут возникнуть и во время родов – травмы мозга нередко возникаю из-за гипоксии плода, то есть продолжительного нарушения поступления кислорода.
Осложненная беременность и трудные роды могут привести к возникновению самых разнообразных заболеваний. Именно поэтому дети, чье здоровье подвергалось риску в перинатальный и натальный период, требуют более тщательной диагностики на каждом этапе развития.
У детей разных возрастов
В первую очередь следует остановиться на травмах и заболеваниях. ЗРР могут спровоцировать:
- черепно-мозговые травмы;
- челюстные травмы и повреждения органов артикуляции;
- повреждения органов слуха различного генеза;
- большое количество перенесенных ОРВИ.
Важно понимать, что нарушения слуха напрямую связаны с нарушениями речи, а впоследствии со сложностями при освоении чтения и письма.
Свою лепту в нарушение речевых функций может внести, например, гипотрофия и подобные ей состояния. Дефицит массы тела, истощение – эти факторы оказывают влияние на все аспекты развития ребенка.
Кроме того, малышу будет сложно научиться говорить, если окружающие его взрослые не оказывают достаточного внимания развитию этого навыка. Дети плохо говорят в тех семьях, где:
- мало разговаривают между собой и с ребенком;
- не уделяют достаточно внимания ребенку, не обращаются к нему – а делать это необходимо с младенческого возраста;
- ребенок часто остается один.
Ребенок может перестать говорить или получить регресс этого навыка вследствие психологической травмы – например, при сильном испуге или после продолжительного стресса. Неблагоприятный климат в семье также способствует появлению проблем с освоением этого навыка.
Постановка диагноза
Диагностика, постановка диагноза и назначение лечения – это задачи врача. Важно вовремя заметить проблему и найти квалифицированного специалиста или клинику, которая имеет специализацию в том числе и в области лечения нарушений речевых функций. Это – залог положительных прогнозов лечения.
Как правило, первыми нарушения замечают родители. Сообщить о своих опасениях можно врачу-педиатру. Педиатр проведет предварительную оценку и направит родителей и ребенка к узкоспециализированным докторам.
Диагноз “задержка речевого развития” ставит логопед. Но перед постановкой этого диагноза необходимо пройти ряд обследований и у других специалистов. Важно посетить:
- психолога;
- невролога;
- отоларинголога.
Качественная диагностика поможет наиболее точно установить причину задержки и назначить наиболее подходящее лечение.
Диагнозы
Как уже было сказано, ЗРР – это общий диагноз. Логопед же устанавливает более конкретную проблему:
- дислалия – если есть сложности в произношении отдельных звуков у ребенка старше 5-6 лет;
- дизартрия – нарушение, искажение речи, вызванное патологиями нервной системы, в частности, нарушением иннервации речевого аппарата;
- ринолалия – нарушения звукопроизношения, связанные с анатомическими дефектами лицевой части черепа и других составляющих речевого аппарата;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи, вызванное перечисленными выше состояниями;
- общее недоразвитие речи – нарушения проявляются во всех компонентах речи, от фонетического до грамматического;
- дисграфия и дислексия – нарушение письма или чтения соответственно.
Одни диагнозы можно поставить уже в раннем детстве, другие же – только после 6-8 лет.
Что делать? Как лечат ЗРР
Способ лечения зависит от специфики конкретного диагноза, а также от индивидуальных особенностей маленького пациента. Как правило, используется комплексный подход.
Логопедическая терапия
Логопеды специализируются на работе с детьми, у которых есть проблемы с речью. Специалисты этого направления проводят индивидуальные и групповые занятия, чтобы помочь ребенку развивать навыки речи и коммуникации.
Задачи логопеда включают в себя разработку индивидуальных программ речевой терапии, проведение упражнений и игр, направленных на улучшение речевых навыков, и помощь в развитии коммуникативных способностей.
Медикаментозное лечение
В редких случаях, если задержка речевого развития связана с медицинскими проблемами, врач может назначить лекарства. Как правило, медикаменты являются частью комплекса мер, направленных на улучшение работы мозга ребенка.
Врач может назначить как специализированные препараты, так и витаминно-минеральные комплексы – дефицит определенных веществ способен затормозить нормальное развитие мозговых функций.
Новейшие терапевтические методы
К новым методам коррекции ЗРР можно отнести:
- занятия с нейропсихологом – специалистом, который учитывает взаимосвязь между функциями мозга и психологическими процессами, включая развитие речи и языка;
- физиотерапия с помощью современных приборов;
- биоакустическая коррекция.
Биоакустическая коррекция (БАК-терапия) – это метод лечения, который использует аудиофонические устройства для воздействия на человеческий организм с целью улучшения здоровья и функциональных процессов.
Процедура БАК уже доказало свою эффективность, но проходить ее необходимо в сертифицированной клинике. В Москве и Санкт-Петербурге действует сеть Клиник биоакустической коррекции, основанная авторами метода.
Важно начинать лечение как можно раньше, так как раннее вмешательство может улучшить прогнозы для ребенка с задержкой речевого развития.
Родители играют ключевую роль в поддержке и мотивации своего ребенка на пути к развитию речи, поэтому важно помогать малышу преодолеть сложности, поддерживая его на всем протяжении терапии.