Диагноз “расстройство аутического спектра” нередко становится тяжелым психологическим ударом для родителей. В такой ситуации важно понять, что делать и как помочь нейроотличному ребенку, как сделать его жизнь лучше.
В решении этой задачи поможет точное понимание особенностей состояния конкретного ребенка. Важен не только диагноз, но и индивидуальные особенности. Огромную помощь окажет привлечение к решению проблемы квалифицированных специалистов Клиники биоакустической коррекции.
Что такое РАС?
Расстройства аутистического спектра чаще всего проявляются уже в детстве – уже к трем годам можно с уверенностью поставить этот диагноз, исключив другие возможные заболевания и состояния.
Причины РАС не полностью поняты, но считается, что они имеют генетическую природу, а также могут быть вызваны факторами окружающей среды.
РАС характеризуются несколькими характерными признаками:
- нарушения социального взаимодействия, сложности в общении;
- повторяющиеся, стереотипные модели поведения;
- неравномерное интеллектуальное развитие – с прогресами и регрессами.
РАС – это не конкретный диагноз, а группа разнообразных состояний, у каждого из которых есть свои особенности. Но для каждого из них характерная приведенная выше триада, разница зачастую заключается лишь в степени выраженности симптомов, а также в наличии или отсутствии дополнительных симптомов.
РАС включают в себя несколько различных расстройств, в том числе:
- Аутическое расстройство, детский аутизм. Эта форма характеризуется серьезными нарушениями коммуникации, социального взаимодействия и поведения. Дети с аутизмом проявляют явные симптомы, например, обладают ограниченной способностью разговаривать и проявляют ярко выраженные стереотипные интересы, остро реагируют на нарушение рутинных шаблонов.
- Синдром Аспергера. Менее тяжелая форма РАС, при которой дети часто имеют нормальное развитие интеллекта и речи, но испытывают затруднения в социальном взаимодействии, проявляют узконаправленные интересы и часто фокусируются на узких областях, накапливая навыки именно в них.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с аутистическими чертами. Это состояние, при котором дети сочетают признаки аутизма с симптомами СДВГ, такими как невнимательность и гиперактивность.
- Другие аутистические состояния. Включают в себя атипичные и не вписывающиеся четко в описанные выше категории формы РАС.
Потребности детей с расстройствами аутического спектра также разнятся. Именно поэтому при подозрении на РАС или при наличии установленного диагноза необходимо незамедлительно обратиться к специалистам – они помогут разработать программу адаптации. Цель такой программы – повысить качество жизни пациента и способствовать его адаптации в обществе настолько, насколько это возможно.
Ранние признаки РАС и детского аутизма
Ранние признаки аутизма можно заметить уже в младенческом возрасте. Чем раньше вы узнаете точный диагноз и сможете начать терапию – тем лучше будут результаты. Поэтому важно своевременно заметить тревожные признаки и обратиться к специалистам.
Отказ от визуального контакта
В возрасте от 10 недель ребенок учится направлять взгляд на интересующий его объект. К трем месяцам малыши уже следят глазами за взрослыми, если те передвигаются по комнате неподалеку.
Ребенок с РАС к 3 месяцам все еще не поддерживают зрительный контакт, избегает взгляда взрослых, проявляет признаки беспокойства. С возрастом ситуация усугубляется.
Отсутствие эмоций
У маленьких детей проявление эмоций чаще всего связано с появлением в поле зрения мамы – оно провоцирует так называемый “комплекс оживления”. Младенец фокусирует взгляд на маме, начинает улыбаться или смеяться, тянет ручки, ползет в сторону мамы. Такую реакцию можно наблюдать с самого раннего возраста.
Ребенок с РАС даже в 6 месяцев все еще не проявляет заметных эмоций, нет эмоциональной реакции на появление мамы или другого значимого взрослого. Малыш не смеется, не тянется к родителям и знакомым людям.
Кроме того, ребенок с аутизмом может избегать тактильного контакта. Он не демонстрирует тяги к объятиям, в некоторых случаях даже стремиться их избежать или демонстрирует неудовольствие, когда его берут на руки и обнимают.
Реакция не зависит от личности инициатора объятий.
Задержка речевого развития
Ребенок не проявляет признаков освоения речи согласно возрастным нормам. После 6 месяцев дети начинают лепетать, позже – постепенно осваивают новые звуки, слоги, слова. С помощью них ребенок пытается найти контакт с окружающими, выразить свои эмоции или желания, а также изучает возможности своего речевого аппарата, готовится к освоению речи.
У детей с аутизмом лепет отсутствует. Ближе к 1 году можно отчетливо заметить, что процесс освоения речи или не запущен, или протекает со значительным отставанием от нормы. Кроме того, не используется и язык жестов – малыш не указывает на предметы, которые вызвали у него интерес.
Признаки РАС у детей старше 3 лет
К трем годам признаки аутизма становятся более явными. Симптоматика и степень ее выраженности постепенно нарастает, и к этому возрасту диагноз можно установить с высокой степенью точности.
Предпочитает шаблонное поведение
Ребенок с РАС чрезвычайно сильно привязан к ритуалам. Каждое действие, будь то поход в магазин, обед или укладывание спать, должно проходить по одному и тому же алгоритму. Смена алгоритма приводит к бурному эмоциональному всплеску, истерике. Вызвать такую реакцию может также новая одежда, новое блюдо или другое изменение шаблона.
Игры состоят из одних и тех же повторяющихся движений. Ребенок может бесконечно крутить колесико у машинки, включать и выключать свет в комнате, перелистывать книгу. Попытка отвлечь малыша или привлечь его внимание к другой игрушке вызывает негативную реакцию.
Нередко предпочитаемым видом деятельности является выстраивание игрушек в определенном порядке. Познавательная деятельность слабовыражена или отсутствует – ребенок не тянется к новым игрушкам, не любит изучать новые объекты или осваивать навыки.
Демонстрирует повышенную чувствительность к внешним раздражителям
Вывести ребенка с РАС из равновесия может свет, звук, запах – не обязательно неожиданный или интенсивный. В ответ на такую стимуляцию ребенок демонстрирует нежелательное поведение:
- впадает в истерику, кричит;
- проявляет агрессию к себе или к окружающим, а также к предметам;
- сдирает с себя одежду.
Чаще всего такое поведение вызвано желанием избежать нежелательного воздействия, а также является демонстрацией дискомфорта и способом привлечь к себе внимание взрослого.
Важно отметить, что ребенок с аутизмом может демонстрировать нестандартную реакцию на физический дискомфорт, в том числе на болевые ощущения – вплоть до полного их игнорирования.
Подвержен стереотипии и успокаивается с помощью самостимуляции – стимминга
Стереотипия проявляется как повторяющиеся движения (например, шаг на месте или покачивание телом), бесцельное повторение одних и тех же фраз или слов. Они могут варьировать по интенсивности и форме. Целью такого поведения может быть эмоциональная саморегуляция или получение удовольствия через моторную, двигательную разрядку.
Стимминг – это повторяющееся ритмичное действие, которое возникает, когда ребенок испытывает стресс, негативные эмоции или сенсорную перегрузку. Кроме того, аутостимуляция может возникнуть в ответ на слишком сложное или непривлекательное задание.
Примеры стимминга:
- раскачивание из стороны в сторону;
- щелчки пальцами, хлопки;
- прыжки на месте;
- мычание.
Выполнение этих действий успокаивает ребенка, дает ему положительные эмоции. Но не все из них социально приемлемы. Кроме того, поощрение и закрепление такой реакции способно оказать негативный эффект на процесс закрепления других форм коммуникации.
Что делать, если ребенку поставили РАС?
Следует помнить о том, что наличие одного или нескольких тревожных признаков – это еще не диагноз. Диагностировать расстройство аутического спектра может только квалифицированный специалист.
Если у вашего ребенка был диагностирован аутизм, важно предпринять следующие шаги:
- изучите информацию о РАС и пообщайтесь со специалистами, чтобы лучше понимать, что это значит для вашего ребенка, как его лечить и как вы можете ему помочь;
- обратитесь к специалистам в области детского развития и психологии для разработки индивидуализированного плана лечения и обучения;
- найдите группы поддержки для семей, имеющих детей с РАС – обмен опытом и поддержка осо стороны других родителей может быть ценным ресурсом.
- в домашней и образовательной среде создайте условия, которые способствуют развитию вашего ребенка, отслеживайте прогресс;
Важно помнить, что ваш ребенок с РАС нуждается в вашей любви и поддержке. Стремитесь создать баланс между поддержкой и стимуляцией его развития.
Запомните, что РАС – это спектральное расстройство, и каждый ребенок уникален. Цель состоит в том, чтобы помочь ребенку развивать свой потенциал и обеспечить ему наилучшее качество жизни.