Назад
/
27 февраля 2024

Расстройства аутического спектра. Как помочь ребенку?

Диагноз “расстройство аутического спектра” нередко становится тяжелым психологическим ударом для родителей. В такой ситуации важно понять, что делать и как помочь нейроотличному ребенку, как сделать его жизнь лучше.

#Дети
#Дошкольники
#Младенцы
#Особенные дети
#Подростки
#Родителям
#Школьники
Расстройства аутического спектра. Как помочь ребенку?

Содержание статьи

Диагноз “расстройство аутического спектра” нередко становится тяжелым психологическим ударом для родителей. В такой ситуации важно понять, что делать и как помочь нейроотличному ребенку, как сделать его жизнь лучше.

В решении этой задачи поможет точное понимание особенностей состояния конкретного ребенка. Важен не только диагноз, но и индивидуальные особенности. Огромную помощь окажет привлечение к решению проблемы квалифицированных специалистов Клиники биоакустической коррекции.

Что такое РАС?

Расстройства аутистического спектра чаще всего проявляются уже в детстве – уже к трем годам можно с уверенностью поставить этот диагноз, исключив другие возможные заболевания и состояния.

Причины РАС не полностью поняты, но считается, что они имеют генетическую природу, а также могут быть вызваны факторами окружающей среды.

РАС характеризуются несколькими характерными признаками:

  • нарушения социального взаимодействия, сложности в общении;
  • повторяющиеся, стереотипные модели поведения;
  • неравномерное интеллектуальное развитие – с прогресами и регрессами.

РАС – это не конкретный диагноз, а группа разнообразных состояний, у каждого из которых есть свои особенности. Но для каждого из них характерная приведенная выше триада, разница зачастую заключается лишь в степени выраженности симптомов, а также в наличии или отсутствии дополнительных симптомов.

РАС включают в себя несколько различных расстройств, в том числе:

  • Аутическое расстройство, детский аутизм. Эта форма характеризуется серьезными нарушениями коммуникации, социального взаимодействия и поведения. Дети с аутизмом проявляют явные симптомы, например, обладают ограниченной способностью разговаривать и проявляют ярко выраженные стереотипные интересы, остро реагируют на нарушение рутинных шаблонов.
  • Синдром Аспергера. Менее тяжелая форма РАС, при которой дети часто имеют нормальное развитие интеллекта и речи, но испытывают затруднения в социальном взаимодействии, проявляют узконаправленные интересы и часто фокусируются на узких областях, накапливая навыки именно в них.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с аутистическими чертами. Это состояние, при котором дети сочетают признаки аутизма с симптомами СДВГ, такими как невнимательность и гиперактивность.
  • Другие аутистические состояния. Включают в себя атипичные и не вписывающиеся четко в описанные выше категории формы РАС.

Потребности детей с расстройствами аутического спектра также разнятся. Именно поэтому при подозрении на РАС или при наличии установленного диагноза необходимо незамедлительно обратиться к специалистам – они помогут разработать программу адаптации. Цель такой программы – повысить качество жизни пациента и способствовать его адаптации в обществе настолько, насколько это возможно.

Ранние признаки РАС и детского аутизма

Ранние признаки аутизма можно заметить уже в младенческом возрасте. Чем раньше вы узнаете точный диагноз и сможете начать терапию – тем лучше будут результаты. Поэтому важно своевременно заметить тревожные признаки и обратиться к специалистам.

Отказ от визуального контакта

В возрасте от 10 недель ребенок учится направлять взгляд на интересующий его объект. К трем месяцам малыши уже следят глазами за взрослыми, если те передвигаются по комнате неподалеку.

Ребенок с РАС к 3 месяцам все еще не поддерживают зрительный контакт, избегает взгляда взрослых, проявляет признаки беспокойства. С возрастом ситуация усугубляется.

Отсутствие эмоций

У маленьких детей проявление эмоций чаще всего связано с появлением в поле зрения мамы – оно провоцирует так называемый “комплекс оживления”. Младенец фокусирует взгляд на маме, начинает улыбаться или смеяться, тянет ручки, ползет в сторону мамы. Такую реакцию можно наблюдать с самого раннего возраста.

Ребенок с РАС даже в 6 месяцев все еще не проявляет заметных эмоций, нет эмоциональной реакции на появление мамы или другого значимого взрослого. Малыш не смеется, не тянется к родителям и знакомым людям.

Кроме того, ребенок с аутизмом может избегать тактильного контакта. Он не демонстрирует тяги к объятиям, в некоторых случаях даже стремиться их избежать или демонстрирует неудовольствие, когда его берут на руки и обнимают.

Реакция не зависит от личности инициатора объятий.

Задержка речевого развития

Ребенок не проявляет признаков освоения речи согласно возрастным нормам. После 6 месяцев дети начинают лепетать, позже – постепенно осваивают новые звуки, слоги, слова. С помощью них ребенок пытается найти контакт с окружающими, выразить свои эмоции или желания, а также изучает возможности своего речевого аппарата, готовится к освоению речи.

У детей с аутизмом лепет отсутствует. Ближе к 1 году можно отчетливо заметить, что процесс освоения речи или не запущен, или протекает со значительным отставанием от нормы. Кроме того, не используется и язык жестов – малыш не указывает на предметы, которые вызвали у него интерес.

Диагноз “расстройство аутического спектра”

Признаки РАС у детей старше 3 лет

К трем годам признаки аутизма становятся более явными. Симптоматика и степень ее выраженности постепенно нарастает, и к этому возрасту диагноз можно установить с высокой степенью точности.

Предпочитает шаблонное поведение

Ребенок с РАС чрезвычайно сильно привязан к ритуалам. Каждое действие, будь то поход в магазин, обед или укладывание спать, должно проходить по одному и тому же алгоритму. Смена алгоритма приводит к бурному эмоциональному всплеску, истерике. Вызвать такую реакцию может также новая одежда, новое блюдо или другое изменение шаблона.

Игры состоят из одних и тех же повторяющихся движений. Ребенок может бесконечно крутить колесико у машинки, включать и выключать свет в комнате, перелистывать книгу. Попытка отвлечь малыша или привлечь его внимание к другой игрушке вызывает негативную реакцию.
Нередко предпочитаемым видом деятельности является выстраивание игрушек в определенном порядке. Познавательная деятельность слабовыражена или отсутствует – ребенок не тянется к новым игрушкам, не любит изучать новые объекты или осваивать навыки.

Демонстрирует повышенную чувствительность к внешним раздражителям

Вывести ребенка с РАС из равновесия может свет, звук, запах – не обязательно неожиданный или интенсивный. В ответ на такую стимуляцию ребенок демонстрирует нежелательное поведение:

  • впадает в истерику, кричит;
  • проявляет агрессию к себе или к окружающим, а также к предметам;
  • сдирает с себя одежду.

Чаще всего такое поведение вызвано желанием избежать нежелательного воздействия, а также является демонстрацией дискомфорта и способом привлечь к себе внимание взрослого.

Важно отметить, что ребенок с аутизмом может демонстрировать нестандартную реакцию на физический дискомфорт, в том числе на болевые ощущения – вплоть до полного их игнорирования.

Подвержен стереотипии и успокаивается с помощью самостимуляции – стимминга

Стереотипия проявляется как повторяющиеся движения (например, шаг на месте или покачивание телом), бесцельное повторение одних и тех же фраз или слов. Они могут варьировать по интенсивности и форме. Целью такого поведения может быть эмоциональная саморегуляция или получение удовольствия через моторную, двигательную разрядку.

Стимминг – это повторяющееся ритмичное действие, которое возникает, когда ребенок испытывает стресс, негативные эмоции или сенсорную перегрузку. Кроме того, аутостимуляция может возникнуть в ответ на слишком сложное или непривлекательное задание.

Примеры стимминга:

  • раскачивание из стороны в сторону;
  • щелчки пальцами, хлопки;
  • прыжки на месте;
  • мычание.

Выполнение этих действий успокаивает ребенка, дает ему положительные эмоции. Но не все из них социально приемлемы. Кроме того, поощрение и закрепление такой реакции способно оказать негативный эффект на процесс закрепления других форм коммуникации.

Что делать, если ребенку поставили РАС?

Следует помнить о том, что наличие одного или нескольких тревожных признаков – это еще не диагноз. Диагностировать расстройство аутического спектра может только квалифицированный специалист.

Если у вашего ребенка был диагностирован аутизм, важно предпринять следующие шаги:

  • изучите информацию о РАС и пообщайтесь со специалистами, чтобы лучше понимать, что это значит для вашего ребенка, как его лечить и как вы можете ему помочь;
  • обратитесь к специалистам в области детского развития и психологии для разработки индивидуализированного плана лечения и обучения;
  • найдите группы поддержки для семей, имеющих детей с РАС – обмен опытом и поддержка осо стороны других родителей может быть ценным ресурсом.
  • в домашней и образовательной среде создайте условия, которые способствуют развитию вашего ребенка, отслеживайте прогресс;

Важно помнить, что ваш ребенок с РАС нуждается в вашей любви и поддержке. Стремитесь создать баланс между поддержкой и стимуляцией его развития.

Запомните, что РАС — это спектральное расстройство, и каждый ребенок уникален. Цель состоит в том, чтобы помочь ребенку развивать свой потенциал и обеспечить ему наилучшее качество жизни.

Поделиться в соцсетях

Вам может быть интересно

Диагноз – ЗРР: что это и как лечить?
27 февраля 2024
Диагноз – ЗРР: что это и как лечить?
Что делать, если у ребенка ЗРР? Этот вопрос становится все актуальнее – ведь статистика говорит о том, что распространенность проблем с формированием речи у детей растет с кажды...
#Дети
#Дошкольники
#Младенцы
#Родителям
Поставили диагноз: как лечить и что делать при ЗПР у ребенка?
4 февраля 2024
Поставили диагноз: как лечить и что делать при ЗПР у ребенка?
Задержка психического развития, ЗПР – это психологическое и психическое состояние, которое характеризуется замедленным развитием интеллектуальных, эмоциональных и социальных нав...
#Дети
#Дошкольники
#Младенцы
#Родителям