Назад
/
4 февраля 2024

Поставили диагноз: как лечить и что делать при ЗПР у ребенка?

Задержка психического развития, ЗПР – это психологическое и психическое состояние, которое характеризуется замедленным развитием интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков. Оно может проявляться в разных формах и степенях тяжести.

#Дети
#Дошкольники
#Младенцы
#Родителям
Поставили диагноз: как лечить и что делать при ЗПР у ребенка?

Содержание статьи

    Задержка психического развития, ЗПР – это психологическое и психическое состояние, которое характеризуется замедленным
    развитием интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков. Оно может проявляться в разных формах и степенях
    тяжести.

    Такой диагноз нередко шокирует родителей. Что значит этот диагноз? Что делать и где искать помощь? Лечится ли ЗПР?
    Ответы на все эти вопросы мы собрали в этой статье.

    Важно знать, что ЗПР – не приговор: в большинстве случаев это состояние поддается коррекции, лечится. Главное – вовремя
    обратиться за помощью к грамотным специалистам и подходить к решению этой проблемы комплексно. Найти квалифицированную
    помощь и поддержку вы можете в Клинике биоакустической коррекции.

    Как диагностируется ЗПР у детей?

    Основанием для постановки диагноза является клиническая оценка состояния ребенка со стороны врача и сбор анамнеза.
    Психологическая оценка и ряд тестов помогают исключить другие диагнозы, выявить причину задержки, подобрать терапию. Но
    и сами родители могут заподозрить наличие ЗПР у своего ребенка по определенным признакам.

    Задержка развития моторных навыков

    По мере роста ребенок должен постоянно совершенствовать моторные навыки. Согласно исследованиям, ребенок должен
    научиться:

    • к 2 месяцам – поднимать и удерживать голову;
    • к 4-5 месяцам – переворачиваться со спины на живот;
    • к 7-8 месяцам – самостоятельно садиться и уверенно сидеть, ползать;
    • к 10 месяцам – вставать, стоять у опоры.

    К 1 году ребенок уже должен уметь ходить по ровной поверхности. Координация движений рук и ног при ходьбе нарабатывается
    постепенно и должна быть освоена к пяти годам. У ребенка не должно возникать сложностей с преодолением препятствий –
    например, лестниц.
    Не менее важна и мелкая моторика рук. Уже в 4 месяца ребенок должен проявлять тактильный интерес к предметам, ощупывать
    их. К году малыш уже должен координировать движения фаланг пальцев и использовать щипковый захват предметов.

    О развитии мелкой моторики может многое сказать навык рисования. В 2 года ребенок только учится держать письменные
    принадлежности, рисует каракули. К 4 же годам среди навыков можно отметить правильное удержание карандаша, а также
    способность нарисовать картинку с простым сюжетом.

    Важным этапом психического развития является обретение самостоятельности. К четырхлетнему возрасту ребенок должен уметь
    самостоятельно одеваться и застегивать пуговицы.

    Затруднения в освоении речи, когнитивные нарушения

    У освоения речевых навыков тоже есть свои нормы. Отставание от нормальных этапов речевого развития – тревожный признак,
    ребенку с такой проблемой может быть поставлен дополнительный диагноз – задержка развития речи, ЗРР.

    При освоении речи нормальными считаются следующие временные рамки:

    • до полугода ребенок все активнее произносит разнообразные звуки, позже появляются отдельные слоги, лепет отражает эмоции
      малыша;
    • ближе к году появляются отдельные слова, сначала – состоящие из нескольких слогов, со временем все более сложные;
    • к двум годам ребенок начинает полноценно общаться с помощью речи, но словарный запас еще ограничен, используются простые
      слова и предложения;
    • к 4 годам ребенок уже умеет строить предложения, словарный запас постоянно расширяется.

    Дошкольный период характеризуется тем, что ребенок активно пользуется речью: рассказывает о своих впечатлениях,
    использует сложные предложения, учитывает времена и падежи. К этому времени малыш должен уметь составлять короткие
    рассказы, пересказывать сюжеты сказок или мультфильмов – достаточно подробно, логично и последовательно.
    Кроме того, ребенок должен осваивать и другие навыки: письмо, счет, решение простых логических задач. Затруднения в
    освоении этих навыков свидетельствует о нарушении формирования когнитивных функций.

    Проблемы с коммуникацией и социализацией

    Ребенок младенческого возраста, то есть младше года, зачастую контактирует с очень ограниченным кругом людей – но в этот
    момент уже можно заметить определенные сбои в построении коммуникации. Ребенок получает первый опыт общения: знакомится,
    сообщает окружающим о своих нуждах и эмоциях с помощью доступных инструментов – гуления и лепета, смеха, жестов.

    К 2-3 годам ребенок начинает общаться со сверстниками. Для этого ему важно научится выражать свои мысли и желания.
    Важные навыки:

    • вербальное и невербальное общение;
    • умение выразительно передавать желаемую информацию путем речевого контакта;
    • умение решать конфликтные ситуации, сопереживать, понимать свои и чужие эмоции.

    Сбои в освоении и использовании этих навыков и ведут к проблемам с коммуникацией, которые в свою очередь влияют на
    социализацию малыша – ему сложно найти общий язык со сверстниками, участвовать в играх и строить взаимоотношения с
    окружающими.

    Причины ЗПР

    Причины ЗПР

    ЗПР может возникать под действием различных факторов – они могут оказать свое негативное влияние на ребенка в любой
    момент, начиная с этапа формирования плода и дальнейшего внутриутробного развития.

    Наиболее распространенные причины

    • Генетическая предрасположенность. Наследственность играет огромную роль в процессе развития ребенка и может влиять на
      каждый аспект жизни и здоровья малыша. Наличие родственников, предков с похожей проблемой повышает вероятность ее
      возникновения.
    • Осложненная беременность, болезни матери. Во время беременности начинается формирование всех систем организма – и в этот
      период плод чрезвычайно уязвим. Нарушения, возникшие в процессе формирования головного мозга, имеют далеко идущие
      последствия. Вызвать нарушения может стресс, неправильное или недостаточное питание матери, инфекционные и другие
      заболевания.
    • Преждевременные роды. Недоношенность – опасное состояние, которое нередко приносит с собой множество осложнений. Одним
      из них является повышенный риск задержки моторного и психического развития.
    • Сложные роды. Во время родов главную опасность представляют травмы головы, а также гипоксия плода – кислородное
      голодание, которое может вызвать, например, обвитие пуповины. Опасен и долгий безводный период – с ним связан риск
      развития инфекций.
    • Инфекции, заболевания, травмы в раннем детстве. Каждый из этих факторов способен оказать влияние на развитие психических
      функций.
    • Окружение. Недостаточное внимание со стороны родителей и других взрослых, педагогическая запущенность, изоляция от
      сверстников – все это способно помешать гармоничному развитию личности.

    Это лишь некоторые из потенциальных причин ЗПР. Важно отметить, что ЗПР могут быть вызваны комбинацией различных
    факторов. Если у родителей или опекунов есть обеспокоенность относительно развития ребенка или подозрения на ЗПР,
    необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированным специалистам для проведения оценки, диагностики и разработки
    подходящей программы поддержки и лечения.

    Как и чем лечат ЗПР у детей?

    Лечение ЗПР зависит от степени тяжести состояния и от индивидуальных проявлений диагноза. Терапия может включать в себя
    следующие методы:

    • Коррекционные занятия с психологом, нейропсихологом. Специалист оказывает профессиональную помощь в развитии навыков
      обучения, социализации и адаптации в обществе.
    • Физиотерапия и ЛФК. В некоторых случаях физическая терапия может помочь улучшить координацию движений и ускорить
      физическое развитие – а оно оказывает влияние и на психику ребенка.
    • Биоакустическая коррекция. БАК-терапия предполагает использование звуковых волн для воздействия на организм человека с
      целью восстановления и улучшения его психического состояния.

    Задержка развития – не синоним умственной отсталости. Ребенку с таким диагнозом необходима помощь специалистов, а также
    поддержка родителей.

    Вероятность успеха

    Успех лечения задержки психического развития зависит от множества факторов. Важно понимать, что ЗПР – это спектральное
    состояние, и каждый случай уникален. Поэтому нельзя дать однозначный ответ на вопрос о вероятности успеха лечения.

    Вероятность успеха лечения ЗПР повышают:

    • ранняя диагностика – она позволяет начать лечение на ранних стадиях развития отставания от нормы, что часто способствует
      достижению лучших результатов;
    • индивидуальный подход – лечение должно быть индивидуализированным и адаптированным к потребностям конкретного ребенка;
    • квалифицированные специалисты – помощь опытных специалистов в области детского развития и психологии является ключевым
      фактором успеха;
    • терпение и постоянство – прогресс в лечении ЗПР может быть медленным, важно не прерывать терапию.

    Комплексный современный подход к терапии позволяет постепенно устранить задержку – со временем ребенок догоняет
    сверстников и диагноз снимается. Ребенок сможет посещать обычную общеобразовательную школу, его результаты будут не
    ниже, чем у нейротипичных детей без аналогичных диагнозов в анамнезе.

    Поделиться в соцсетях
    share ok share tg share vk

    Вам может быть интересно

    Расстройства аутического спектра. Как помочь ребенку?
    27 февраля 2024
    Расстройства аутического спектра. Как помочь ребенку?
    Диагноз “расстройство аутического спектра” нередко становится тяжелым психологическим ударом для родителей. В такой ситуации важно понять, что делать и как помочь нейроотличному...
    #Дети
    #Дошкольники
    #Младенцы
    #Особенные дети
    #Подростки
    #Родителям
    #Школьники
    Диагноз – ЗРР: что это и как лечить?
    27 февраля 2024
    Диагноз – ЗРР: что это и как лечить?
    Что делать, если у ребенка ЗРР? Этот вопрос становится все актуальнее – ведь статистика говорит о том, что распространенность проблем с формированием речи у детей растет с кажды...
    #Дети
    #Дошкольники
    #Младенцы
    #Родителям