Задержка психического развития, ЗПР – это психологическое и психическое состояние, которое характеризуется замедленным
развитием интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков. Оно может проявляться в разных формах и степенях
тяжести.
Такой диагноз нередко шокирует родителей. Что значит этот диагноз? Что делать и где искать помощь? Лечится ли ЗПР?
Ответы на все эти вопросы мы собрали в этой статье.
Важно знать, что ЗПР – не приговор: в большинстве случаев это состояние поддается коррекции, лечится. Главное – вовремя
обратиться за помощью к грамотным специалистам и подходить к решению этой проблемы комплексно. Найти квалифицированную
помощь и поддержку вы можете в Клинике биоакустической коррекции.
Как диагностируется ЗПР у детей?
Основанием для постановки диагноза является клиническая оценка состояния ребенка со стороны врача и сбор анамнеза.
Психологическая оценка и ряд тестов помогают исключить другие диагнозы, выявить причину задержки, подобрать терапию. Но
и сами родители могут заподозрить наличие ЗПР у своего ребенка по определенным признакам.
Задержка развития моторных навыков
По мере роста ребенок должен постоянно совершенствовать моторные навыки. Согласно исследованиям, ребенок должен
научиться:
- к 2 месяцам – поднимать и удерживать голову;
- к 4-5 месяцам – переворачиваться со спины на живот;
- к 7-8 месяцам – самостоятельно садиться и уверенно сидеть, ползать;
- к 10 месяцам – вставать, стоять у опоры.
К 1 году ребенок уже должен уметь ходить по ровной поверхности. Координация движений рук и ног при ходьбе нарабатывается
постепенно и должна быть освоена к пяти годам. У ребенка не должно возникать сложностей с преодолением препятствий –
например, лестниц.
Не менее важна и мелкая моторика рук. Уже в 4 месяца ребенок должен проявлять тактильный интерес к предметам, ощупывать
их. К году малыш уже должен координировать движения фаланг пальцев и использовать щипковый захват предметов.
О развитии мелкой моторики может многое сказать навык рисования. В 2 года ребенок только учится держать письменные
принадлежности, рисует каракули. К 4 же годам среди навыков можно отметить правильное удержание карандаша, а также
способность нарисовать картинку с простым сюжетом.
Важным этапом психического развития является обретение самостоятельности. К четырхлетнему возрасту ребенок должен уметь
самостоятельно одеваться и застегивать пуговицы.
Затруднения в освоении речи, когнитивные нарушения
У освоения речевых навыков тоже есть свои нормы. Отставание от нормальных этапов речевого развития – тревожный признак,
ребенку с такой проблемой может быть поставлен дополнительный диагноз – задержка развития речи, ЗРР.
При освоении речи нормальными считаются следующие временные рамки:
- до полугода ребенок все активнее произносит разнообразные звуки, позже появляются отдельные слоги, лепет отражает эмоции
малыша; - ближе к году появляются отдельные слова, сначала – состоящие из нескольких слогов, со временем все более сложные;
- к двум годам ребенок начинает полноценно общаться с помощью речи, но словарный запас еще ограничен, используются простые
слова и предложения; - к 4 годам ребенок уже умеет строить предложения, словарный запас постоянно расширяется.
Дошкольный период характеризуется тем, что ребенок активно пользуется речью: рассказывает о своих впечатлениях,
использует сложные предложения, учитывает времена и падежи. К этому времени малыш должен уметь составлять короткие
рассказы, пересказывать сюжеты сказок или мультфильмов – достаточно подробно, логично и последовательно.
Кроме того, ребенок должен осваивать и другие навыки: письмо, счет, решение простых логических задач. Затруднения в
освоении этих навыков свидетельствует о нарушении формирования когнитивных функций.
Проблемы с коммуникацией и социализацией
Ребенок младенческого возраста, то есть младше года, зачастую контактирует с очень ограниченным кругом людей – но в этот
момент уже можно заметить определенные сбои в построении коммуникации. Ребенок получает первый опыт общения: знакомится,
сообщает окружающим о своих нуждах и эмоциях с помощью доступных инструментов – гуления и лепета, смеха, жестов.
К 2-3 годам ребенок начинает общаться со сверстниками. Для этого ему важно научится выражать свои мысли и желания.
Важные навыки:
- вербальное и невербальное общение;
- умение выразительно передавать желаемую информацию путем речевого контакта;
- умение решать конфликтные ситуации, сопереживать, понимать свои и чужие эмоции.
Сбои в освоении и использовании этих навыков и ведут к проблемам с коммуникацией, которые в свою очередь влияют на
социализацию малыша – ему сложно найти общий язык со сверстниками, участвовать в играх и строить взаимоотношения с
окружающими.
Причины ЗПР
ЗПР может возникать под действием различных факторов – они могут оказать свое негативное влияние на ребенка в любой
момент, начиная с этапа формирования плода и дальнейшего внутриутробного развития.
Наиболее распространенные причины
- Генетическая предрасположенность. Наследственность играет огромную роль в процессе развития ребенка и может влиять на
каждый аспект жизни и здоровья малыша. Наличие родственников, предков с похожей проблемой повышает вероятность ее
возникновения. - Осложненная беременность, болезни матери. Во время беременности начинается формирование всех систем организма – и в этот
период плод чрезвычайно уязвим. Нарушения, возникшие в процессе формирования головного мозга, имеют далеко идущие
последствия. Вызвать нарушения может стресс, неправильное или недостаточное питание матери, инфекционные и другие
заболевания. - Преждевременные роды. Недоношенность – опасное состояние, которое нередко приносит с собой множество осложнений. Одним
из них является повышенный риск задержки моторного и психического развития. - Сложные роды. Во время родов главную опасность представляют травмы головы, а также гипоксия плода – кислородное
голодание, которое может вызвать, например, обвитие пуповины. Опасен и долгий безводный период – с ним связан риск
развития инфекций. - Инфекции, заболевания, травмы в раннем детстве. Каждый из этих факторов способен оказать влияние на развитие психических
функций. - Окружение. Недостаточное внимание со стороны родителей и других взрослых, педагогическая запущенность, изоляция от
сверстников – все это способно помешать гармоничному развитию личности.
Это лишь некоторые из потенциальных причин ЗПР. Важно отметить, что ЗПР могут быть вызваны комбинацией различных
факторов. Если у родителей или опекунов есть обеспокоенность относительно развития ребенка или подозрения на ЗПР,
необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированным специалистам для проведения оценки, диагностики и разработки
подходящей программы поддержки и лечения.
Как и чем лечат ЗПР у детей?
Лечение ЗПР зависит от степени тяжести состояния и от индивидуальных проявлений диагноза. Терапия может включать в себя
следующие методы:
- Коррекционные занятия с психологом, нейропсихологом. Специалист оказывает профессиональную помощь в развитии навыков
обучения, социализации и адаптации в обществе. - Физиотерапия и ЛФК. В некоторых случаях физическая терапия может помочь улучшить координацию движений и ускорить
физическое развитие – а оно оказывает влияние и на психику ребенка. - Биоакустическая коррекция. БАК-терапия предполагает использование звуковых волн для воздействия на организм человека с
целью восстановления и улучшения его психического состояния.
Задержка развития – не синоним умственной отсталости. Ребенку с таким диагнозом необходима помощь специалистов, а также
поддержка родителей.
Вероятность успеха
Успех лечения задержки психического развития зависит от множества факторов. Важно понимать, что ЗПР – это спектральное
состояние, и каждый случай уникален. Поэтому нельзя дать однозначный ответ на вопрос о вероятности успеха лечения.
Вероятность успеха лечения ЗПР повышают:
- ранняя диагностика – она позволяет начать лечение на ранних стадиях развития отставания от нормы, что часто способствует
достижению лучших результатов; - индивидуальный подход – лечение должно быть индивидуализированным и адаптированным к потребностям конкретного ребенка;
- квалифицированные специалисты – помощь опытных специалистов в области детского развития и психологии является ключевым
фактором успеха; - терпение и постоянство – прогресс в лечении ЗПР может быть медленным, важно не прерывать терапию.
Комплексный современный подход к терапии позволяет постепенно устранить задержку – со временем ребенок догоняет
сверстников и диагноз снимается. Ребенок сможет посещать обычную общеобразовательную школу, его результаты будут не
ниже, чем у нейротипичных детей без аналогичных диагнозов в анамнезе.